Проза шестидесятников как источник региональной идентичности современников
(Костромской и новгородский писатель Леонид Воробьев)
Писателя Л. И. Воробьева можно отнести к поколению «шестидесятников» (1932–1976 гг.), творчество которых сформировал исторический контекст Великой Отечественной войны и периода оттепели. За время своей короткой 44-летней жизни Леонид Воробьев успел побыть костромским и новгородским писателем, стать участником съездов Союза писателей СССР, автором 18-ти книг и одним из основателей новгородского отделения Союза писателей. Уже при жизни творчество писателя обсуждалось в рецензиях и публикациях литературных журналов маститыми критиками, одним из которых был его земляк И. А. Дедков [см., напр.: 1; 2; 3]. Известный критик так писал о Леониде Воробьёве в посмертной статье, посвященной творчеству писателя: «Талант его развивался медленно и полной силы своей не достиг, не успел достигнуть. Но на окраине именитой, гордой, многозначительной “деревенской прозы” продолжают жить рассказы Леонида Воробьёва. И в окраинной этой жизни есть своя поэзия и своя правда. Есть живая судьба человека, его добрый взгляд, художническая чуткость и совестливость. Есть острое чувство самоценности и краткости жизни. Есть этот голос: “И до чего же замечательно было жить”» [3, с. 164].
Принято считать, что писатели-деревенщики, с некоторой долей условности к которым критики относили и Л. И. Воробьева, были забыты в 1990-е годы, и интерес к их творчеству к настоящему моменту угас. Однако именно в последнее десятилетие начинают появляться о них литературоведческие и медийные статьи, которые возвращают их творчество в наш современный культурный дискурс.
Возможно, это связано с новым витком востребованности как ресурса патриотизма и российской идентичности темы войны, болью от последствий которой проникнуты многие рассказы шестидесятников. А может быть, в нашем турбулентном мире мы вновь хотим обратиться к неспешной уверенности жителей российской деревни. Ведь, как написали мы прежде с братом, дети Л. И. Воробьева: «Любой человек нуждается в точках опоры. Он ищет эти точки в своём сердце и во всём, что его окружает. И хотя герои рассказов Леонида Воробьёва ни о чём таком не рассуждают, мы, приглядевшись, открываем для себя причины их уверенного, несуетного, устойчивого взгляда на мир, умение отделять главное от мелкого и преходящего. Жители послевоенной деревни, женщины, не дождавшиеся мужей с войны, детдомовцы. Эти люди из военного детства писателя, из его послевоенных поездок по дорогам местного значения» [4, с. 859].
Первые рассказы Леонидом Воробьевым были написаны в городе Кологриве Костромской области, там же он работал в газете, параллельно публикуясь в центральной прессе.
В 1967 году Леонид Иванович с семьёй: женой и двумя детьми, переезжает в Новгород. В Новгороде (ныне – Великий Новгород) отец прожил последние девять лет своей жизни. Это были наиболее плодотворные годы его короткой жизни. Он руководил литературным объединением начинающих писателей «Радуга», созданном при Новгородском отделении Союза писателей (1967 г.), выступал с докладами, проводил экскурсии и очень много писал… Как вспоминается, в Новгороде Л. И. Воробьёв принципиально не пользовался общественным транспортом, а ходил пешком к церквям и соборам, памятникам старины и просто красивым и заповедным уголкам города. Так изучил этот город, что для приезжавших в город писателей (а их тут побывало в гостеприимной квартире семьи писателя много) любил проводить пешие экскурсии не хуже любого местного экскурсовода. Это очень примечательно – не коренной новгородец знал о городе много больше некоторых новгородцев. Любил этот город и гордился им. Вместе с тем припоминается стих, в шутку сочиненный Л. И. Воробьевым, цитируемый в нашей семье, заканчивающийся так: «…Вот живу на Ильменском холме. Очень здесь похоже на Россию, все равно не так, как в Костроме».
Как отмечает Е. Н. Щербакова во вступительной статье к Библиографическому указателю писателя, «о жизни детей во время Великой Отечественной войны в российской глубинке Воробьёв знал не понаслышке. Поэтому и образы детей военной поры получались у него яркие, трагичные и такие щемящие» [7, с. 9]. И далее она указывает на актуальность очеркового наследия писателя: «Интересны и талантливы не только рассказы, но и очерки Л. Воробьёва. Так в своих очерках он раскрыл любопытную параллель – люди и природа единое целое. Люди, которые не одно поколение живут на одном месте, как бы срастаются с природой этих мест. Они похожи на те места, где живут они сами, и где жили их предки. Поэтому проза и очерки Леонида Воробьёва о людях Северо-Запада России, Костромской и Новгородской земли – это летопись людей и природы, в которой они живут» [7, с. 10]. Выпуск этого библиографического указателя в разделе «Энциклопедия словесности» в 2012 году по инициативе Научной библиотеки НовГУ им. Ярослава Мудрого – один из фактов возвращения имени в актуальный литературоведческий дискурс.
После приезда в Новгород Л. И. Воробьев очерки писателя печатают как местные газеты «Новгородская правда» и «Новгородский комсомолец», так и центральные издания – «Правда», «Советская Россия», «Наш современник», а также «Северная правда»: литературное творчество и журналистская работа были практически единственным материальным источником для жизни семьи писателя (вступив в Союз писателей в возрасте 26 лет, он, что называется, с редакторской работы «ушел на вольные хлеба»).
Усилиями Государственного архива Новейшей Истории Новгородской области (ГОКУ ГАНИНО), который содержит личный архив писателя Л. И. Воробьева, творчество и жизнь писателя осмысливается в медийных публикациях [6], в официальной группе ВКонтакте учреждения (https://vk.com/novganino?w=wall-179728871_98) и в выступлениях на круглых столах, посвященным региональной культуре. Так, например, в 2018 году снимки из архива использовались в юбилейной выставке «Запечатлённый век: из коллекции фотодокументов ГАНИНО» (к 100-летию государственной архивной службы Российской Федерации) (открылась 25 июня 2018 года в читальном зале ГОКУ ГАНИНО).
Сегодня публикации Л. И. Воробьева ученые рассматривают в ряду важных ресурсов региональной культурной идентичности, используя их в тематических медиаподборках [6] и вузовском преподавании. Как рассказал автору В. В. Шадурский, доцент кафедры филологии и составитель книги «Союз нерушимый» [5], он использует на своих лекциях и семинарах рассказ «Союз нерушимый» в рамках дисциплин «Литературное краеведение» (4 курс бакалавриата филологии) и «Просеминарий по филологии (литературоведение)» (2 курс бакалавриата филологии), ссылаясь на книгу «Союз нерушимый». «Еще 4 курсу рассказывал об издательском проекте, который можно реализовать, объединяя материалы архивов, с современными материалами, – отметил он, – заодно изучали неизданные произведения советского времени. Второй курс филологов выполняет задания по составлению реального и историко-литературного комментариев (это отразилось в примечаниях к рассказу Л. Воробьева) в упомянутой книге».
Книга военных публикаций новгородских авторов о войне названа по заглавию рассказа «Союз нерушимый», который написан Л. И. Воробьевым еще в 1970-е годы. При жизни автора этот рассказ не был опубликован. Изображаемые в нем события связаны с эмоциональным подъемом, который испытывают герои при исполнении Государственного гимна СССР, утвержденного в 1943 г. Но тогда, в 1970-е гг., когда был создан этот рассказ, литературное начальство посчитало, что персонажи Воробьева (двое пьяненьких друзей, переживших войну, в отношении которых слова про нерушимый союз становятся определением их дружбы) недостойны великого гимна и не нуждаются в читательском внимании. «Союз нерушимый» увидел свет только в 2000-е гг. в малотиражных изданиях Новгородского государственного университета – альманахе «Чело» и сборнике Литературного клуба НовГУ. В предисловии к книге В. В. Шадурский отметил, что «превосходный язык, созидательные эмоции – это то, что редкостно и особенно ценно в наши дни, и потому составители книги посчитали необходимым издать этот рассказ еще раз – в год 75-летия Великой Победы» [5].
Интересно, что по запросам в РИНЦе «писатели-деревенщики» и «писатели-шестидесятники» можно найти десятки научных публикаций литературоведов и историков, которые относятся именно к последнему пятилетию и исследуют творчество этих писателей как жанрово-стилевой и тематический феномен, отражающий традиции великой русской литературы.
Таким образом, можно отметить, что проза шестидесятников сегодня востребована как ресурс региональной и национальной идентичности, что настало время переосмыслить и исследовать литературный ландшафт второй половины XX века.
Список литературы1. Дедков И. На перепутье // Северная правда. – 1960. – 7 авг. О книге «Главная магистраль», написанной в 1960 году.
2. Дедков И. У реки, у Ломенги… / И. Дедков // Позывные сердца : [сб. лит.-критич. статей]. – Ярославль, 1969. – С. 216–223. Одна из первых публикаций о творчестве Леонида Ивановича Воробьёва.
3. Дедков И. Терпение и надежда / И. Дедков // Во все концы дорога далека : лит.-критич. статьи. – Ярославль, 1981. – С. 147–164.
4. Каминская Т. Л., Воробьев Л. Л. «И нашлась та родная сторона…» : Леонид Иванович Воробьёв (1932–1976) // Новгородский край в русской литературе. – Великий Новгород, 2009. – С. 859–864.
5. «Союз нерушимый». Новгород и Новгородская земля во время Великой Отечественной войны: по материалам прессы военного времени и современной художественной литературы / сост. В. В. Шадурский; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2021. – 196 с. DOI:10.34680/978-5-89896-746-8/2021. – Режим доступа: https://www.novsu.ru/dept/28109785/i.1639669/?id=1719 (дата обращения 20.01.2022).
6. Томмингас Томас. Архивы раскрывают тайны: Леонид Воробьев – писатель из советского прошлого. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://53news.ru/novosti/64373-arkhivy-raskryvayut-tajny-leonid-vorobjov-pisatel-iz-sovetskogo-proshlogo.html (дата обращения 20.01.2022).
7. Щербакова Е. Н. Жизнь и творчество // Леонид Иванович Воробьев. Библиографический указатель. – Великий Новгород, 2012. – 58 с.
По изданию: Kostroma. Genius loci: Альманах. Материалы XII Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием. – Вып. 5 / Сост. и отв. ред. А. В. Зайцев. – Кострома: Костромской государственный университет, 2022. – С. 60–64.
Опубликовано: