Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)


Б.М. Кустодиев. Автопортрет.

В 1896 году Борис поступает в Петербургскую Академию художеств. Начинает художественное обучение в мастерской В. Е. Савинского, на втором курсе — у Ильи Репина. Молодой художник уже снискал известность как портретист. В Семеновское он попал почти случайно — летом 1900 г. путешествовал по Волге с товарищами по Академии художеств Д. С. Стеллецким и К. И. Мазиным. Мазин, уроженец костромского Заволжья, уговорил друзей навестить его родные места. Поселились Кустодиев и Стеллецкий на крутом берегу Меры в деревеньке Калганово (позже она влилась в поселок) в домике А. Ю. Постниковой (дом не сохранился). Базарная многокрасочная толчея, соседствующая с курчавыми рощами, чистыми извилистыми речками, чинными деревенскими гуляниями, произвела на Бориса Михайловича такое глубокое впечатление, что он решил осесть здесь, взяв для своей дипломной работы в академии тему «Базар в Семеновском». В 1901 году Борис знакомится со своей будущей женой Юлией Евстафьевне Прошинской, которая вместе со своими родными и сестрой жила в усадьбе Высоково, неподалеку от деревни, куда он приехал на каникулы со своими товарищами. В 1903 г. Кустодиев женится на Юлии Прошинской (8 января) и заканчивает свою картину, которая получила золотую медаль и доставила художнику право на двухгодичную командировку за границу.


«Базар в Семеновском» 1903 г. (фрагмент)

«Ярмарка» 1906 г. Третьяковская галерея. Art Nouveau (Modern)

Окончив с золотой медалью Академию 31 окт. 1903 г., художник в дек. 1903 г. с женой уехал в Париж. Вернувшись в 1904 г. в Россию Кустодиевы с июля по октябрь гостят в Костромской губернии, в усадьбе Павловское, принадлежащей профессору геологии Казанского университета Борису Константиновичу Поленову. Костромские места в итоге настолько очаровали Кустодиева, что он ими «заболел»: «Меня не прельщает Париж, Мадрид и Севилья, — писал Кустодиев В. В. Матэ, — меня тянет в Семеновское-Лапотное». Весной 1905 года он покупает у профессора Б.К. Поленова недалеко от Кинешмы 2,5 десятины земли возле деревни Маурино и начинает строить там свою мастерскую «Терем» и пока дом отстраивается он с семьёй живет у Поленовых.


Провинция (Кострома). 1906 г. Холст, масло. 83 x 105 см. Частное собрание.

Провинция (Кострома).

Провинция (Кострома).
До 1915 г. художник часто бывает в Семеновском. Здесь им созданы известные сейчас полотна, некоторые из них — на местные темы. Таково «Село Семеновское»: на картине запечатлены левый берег Меры, так называемый «Старцев лужок» и окраина села с церковью. У реки под ракитами сидят с удочками ребятишки. «Село Семеновское было моей второй родиной» — подчеркивал позднее художник. На костромских работах художника можно легко узнать Пожарную каланчу. Торговые ряды, купеческие особняки, городские ландшафты и виды на Волгу. - все то, что до сих пор является украшением и гордостью Костромы («Провинция» 1906 г., «Площадь в Крутогорске» 1915 г., «Зима. Масленичное гуляние» 1919г.и др.).


Гулянье. Костромской музей

Сейчас в Островском (бывшее Семеновское) создан мемориальный музей Б. М. Кустодиева, филиал Костромского областного художественного музея. Помещается он в обыкновенном деревянном доме, таком же, как и все на улице, музей выделяется разве что веселыми наличниками, вырезанными местным сельским умельцем П. Волковым да ухоженными кустами сирени и черемухи за низким палисадником. Экспозиция размещена в пяти небольших комнатах: здесь этюды, рисунки, автолитографии Бориса Михайловича, его палитра, подаренная в музей сыном, фотографии, материалы по истории района.


Осень (Кострома).